00:00 | 18.04.2013

Автор: Шатилин Илья

Выбор оператора: «умное» управление трафиком

http://www.tdaily.ru/sites/default/files/imagecache/node-news-image/sites/default/files/worldtraffic.jpg

Мобильная передача данных сегодня является ключевым драйвером развития всей сотовой отрасли. Если объем голосового трафика в сетях практически не растет, то трафик передачи данных, наоборот, экспоненциально увеличивается ежегодно, и в ближайшие годы эта тенденция сохранится.

http://www.tdaily.ru/sites/default/files/pccm2.png

Вся индустрия развивается с учетом этих тенденций: как только появляются LTE-сети со скоростями в десятки мегабит в секунду, так за ними спешат стандарты телевидения UltraHD (4k, 8k); все больше информационных ресурсов переходят к подаче материала в форме видеороликов, а не текста с изображениями. Все больше сервисов переезжают в “облако”, а значит, требуют гарантированного качества интернет-соединения.

Такие перспективы требуют от операторов постоянно увеличивать пропускную способность радиосистемы, транспортной сети и внешних каналов: эти требования очевидны и лежат на поверхности. Однако польза от этих действий значительно снижается при отсутствии эффективных систем управления нагрузкой.

«Неподходящее биллинговое решение может также негативно влиять на качество услуги мобильной передачи данных: например, когда старая платформа на условно-безлимитных тарифных планах считает трафик так же, как ранее на помегабайтных, просто не тарифицируя его – это становится «узким местом» и приводит к дополнительной нагрузке на биллинговую систему и, как следствие, к отказам в обслуживании абонентов даже при хорошо спланированной и свободной сети. Более того, такой способ предоставления услуг приводит к возможности «ухода абонента в минус», - комментирует Алексей Сушков, Начальник группы PCCM компании "Петер-Сервис".

Кроме того, никто из операторов не гарантирует минимальной скорости доступа: системы шейпинга ограничивают лишь максимальную, а в действительности абоненты с разными тарифными опциями, например, подразумевающими ограничение скорости в 2 и 10 Мбит/сек за разные деньги могут получить услугу одинакового качества на скорости 1 Мбит/сек. Нарушений условий договора в этих случаях нет, но абонент, особенно заплативший за больший порог ограничения, как правило, оказывается недовольным. Для улучшения обслуживания абонентов государственный регулятор уже рассматривает возможность требовать от операторов внести в договора понятие гарантированного качества обслуживания.

При этом появляется все больше приложений, требующих гарантированной скорости канала для стабильной работы, и было бы логично обеспечить для такого трафика определенный уровень качества. Более того, крайне желательно четко определять тип трафика и, например, устанавливать максимальный приоритет для критичного к задержкам VoIP и минимальный для «тяжелого» P2P, сильно нагружающего сеть.

Вообще идея разграничения трафика по типам очень перспективна для операторов, и в Европе, например, многие уже сейчас предлагают пакеты мобильного ШПД с тем или иным набором сервисов: например, веб-серфинг и работа с почтой и соцсетями – без ограничений, а VoIP – в качестве дополнительной опции, сопоставимой с ценой на хороший пакет голосовых минут: это позволяет не терять доходы от услуг передачи голоса.

Немаловажен и экономический аспект: именно за счет «умного» управления трафиком оператор в конечном итоге уходит от бизнес-модели «трубы», при которой просто предоставляет трафик на грани рентабельности, отдавая заработок на сервисах сторонним интернет-компаниям.

У операторов связи также существует проблема с перегрузками базовых станций, которая возникает, например, во время массовых мероприятий. Для решения необходимо применять систему контроля перегрузок (Congestion Control). В этом случае абонентам, находящимся в зоне действия перегруженной соты, понижается скорость, чтобы все могли гарантированно получать услугу. При выходе абонента из перегруженной соты скорость передачи данных автоматически восстанавливается.

Все перечисленные возможности предоставляет операторам решение Peter-Service Policy & Charging Control Manager (Peter-Service PCCM), позволяющее гибко настраивать правила управления QoS и тарификации. Например, можно установить более высокие тарифы в ЧНН и даже заблокировать использование в это время определенных услуг. Также есть возможность устанавливать различные ежедневные или ежемесячные квоты не для «всего Интернета», как это делают операторы сегодня, а для разных категорий трафика, таким образом, почти не ограничивая среднестатистических абонентов, но вместе с тем эффективно защищая сеть от перегрузки «качками».

http://www.tdaily.ru/sites/default/files/pccm1.png

Peter-Service PCCM дает возможность реализовать услуги на основе данных о местоположении абонентов. Например, услуги мобильного маркетинга для группа абонентов, находящиеся в определенных районах, может получать таргетированную рекламу акций, скидок и пр.; этот сервис оператор может использовать как для собственных нужд, так и продавать рекламодателям, поднимая выручку. Для абонента такая реклама не является раздражающей, в отличие, например, от SMS-рассылок.

Кроме того, Peter-Service PCCM позволяет обеспечить функцию «родительского контроля» с помощью управления разрешенным и запрещенным контентом через личный кабинет с веб-интерфейсом. Это особенно актуально в связи с массовым распространением смартфонов и планшетов у детей и подростков. У проблемы родительского контроля есть и такой аспект: оператор мобильного Интернета может установить ограничение контента в своей сети, но все современные смартфоны имеют возможность доступа и в сети Wi-Fi, где таких ограничений может уже и не быть. И тут встает вопрос о Wi-Fi-offload, суть которого в том, чтобы операторы связи могли прозрачно для абонента переключать трафик из мобильных сетей в Wi-Fi и обратно. Это позволит эффективно управлять как нагрузкой на мобильные сети, так и предоставлять весь спектр услуг во всех типах беспроводных сетей.

Совместно с продуктом Peter-Service AoC (Advice of Charge Server) PCCM показывает абонентам информирующие интернет-страницы, так называемые welcome page. Например, при нахождении абонента в роуминге ему показывается предупреждение о стоимости услуг и предоставляется возможность тут же подключить специализированные тарифные опции. Такие предупреждения можно демонстрировать и при превышении каких-либо квот, предлагая абоненту моментально подключить опцию для их продления. При этом welcome-страницу можно отображать только для конкретного типа устройств, а не для всех (например, известно, как досаждает отображение welcome page при каждой новой сессии на смартфоне).

Решение Peter-Service PCCM может быть установлено на любой сети, построенной по стандартам 3GPP, вне зависимости от того, кто является поставщиком оборудования и биллинговой системы благодаря использованию стандартных протоколов. Преимуществом решения является работа на недорогих x86-серверах под Red Hat Enterprise Linux с возможностью легкого масштабирования простым добавлением новых серверов. Совместно с продуктом Peter-Service DRA (Diameter Routing Agent) PCCM поддерживает горячее резервирование серверов и балансировку нагрузки для повышения отказоустойчивости. Peter-Service DRA может использоваться и для поддержки MNP (Mobile Number Portability). Данную возможность операторы мобильной связи должны внедрить с 1 декабря 2013 года. Вообще Peter-Service DRA подходит для всех задач, в которых изначально неизвестно, в каком регионе будет использоваться мобильное устройство, например, при распространении оператором связи планшетов с предустановленной SIM-картой.

На данный момент Peter-Service PCCM уже внедрен в промышленную эксплуатацию у двух операторов связи, один из которых работает на сети LTE. Ведется инсталляция решения одному из ведущих российских сотовых операторов.

Источник: "TelecomDaily"